Финансовые показатели контрагента ФНС
Один из параметров, на который необходимо обратить внимание, при выборе партнеров по бизнесу, — финансовая стабильность поставщика, для этого стоит посмотреть и проанализировать бухгалтерские данные о доходах, расходах и долгах. Эти сведения предоставляет Федеральная налоговая служба (ФНС).
Причем не обойтись без анализа в динамике, это позволит понять, как развивалась организация, и есть ли перспективы у такого сотрудничества. Если заключить договор с недобросовестным партнером или поставщиком, находящимся на грани банкротства, вы можете столкнуться со следующими неожиданностями:
- внеплановые проверки со стороны Федеральной налоговой службы;
- отказ в вычете НДС (вероятно, если выявятся нарушения предписаний налогового законодательства РФ);
- закрытие фирмы партнера (если компания работает себе в убыток, сомнительно, чтобы контрагент смог выполнить свои обязательства).
Естественно, если у контрагента большие проблемы с деньгами, заключая с ним договор, вы сильно рискуете. Вполне вероятны большие потери в плане финансов, также наверняка придется столкнуться со срывом сроков поставок.
Пользоваться анализом финансовых показателей необходимо с осторожностью, нужно очень хорошо ориентироваться в ситуации на рынке. Может случиться так, что сегодня у контрагента деньги есть, а послезавтра их уже не будет.
Как оценить платежеспособность контрагента
Федеральная налоговая служба наблюдает за деятельностью юридических лиц и ведет статистику, это делается для того, чтобы предсказать курс развития компании и выявить потенциальных банкротов.
На основании бухгалтерских отчетов можно рассчитать ликвидности (платежеспособность) контрагента. Данный коэффициент представляет собой соотношение между текущими активами и кредиторскими обязательствами организации. Параметр показывает, в состоянии ли бизнес рассчитаться с долгами, используя текущие средства.
Различают несколько типов ликвидности:
- текущая (показывает, сможет ли компания погасить краткосрочные долги только за счет оборотных активов, оптимальный показатель — 2, значение меньше 1,5 означает, что контрагент неплатежеспособен);
- быстрая (нормальное значение — 1, параметр показывает, способна ли фирма быстро расплатиться с кредиторами в случае возникновения непредвиденной ситуации);
- абсолютная (то же самое, что и предыдущий пункт, но без учета дебиторской задолженности).
При этом в расчетах участвуют только те активы, которые можно реализовать в кратчайшие сроки. Если у компании на складах много нереализованной продукции, нужно решить, можно ли его быстро продать, чтобы не было больших убытков.
Например, промышленные силовые трансформаторы — специфический товар, устроить распродажу никак не получиться.
Есть множество факторов, влияющих на платежеспособность контрагента. Например, нужно учитывать остатки средств на счетах, уставной капитал, репутацию организации, организацию работы и руководство.
Для повышения ликвидности необходимо повышать качество активов, желательно снижать уровень дебиторской задолженности, не брать много кредитов, если нет уверенности, с долгами удастся вовремя расплатиться.
В процессе анализа, необходимо учитывать, что слишком высокие коэффициенты ликвидности — тоже неблагоприятный фактор, это может означать, что средства используются неэффективно.